Новости

18.02.2019

Петербургу необходимо внедрить полицентрическую модель развития города. К такому выводу пришли эксперты – архитекторы, специалисты по территориальному планированию, представители городских властей – во время обсуждения стратегии пространственного развития города на панельной дискуссии «Санкт-Петербургская агломерация – 2035», прошедшей в рамках Архитектурного Биеннале. 

Ежегодно в Петербург переезжает 70-100 тыс. человек. Таких показателей роста населения нет ни в одном европейском городе. С каждым годом острее встает вопрос строительства новой инфраструктуры для жизни.

Жители новых спальных районов ежедневно тратят на дорогу до работы и обратно не менее 3 часов. В пересчете на год получается, что около месяца жизни среднестатистический петербуржец проводит в пути. Стоит отметить, что этот путь еще и малокомфортный, потому что налицо явление маятниковости – когда многотысячные массы народу в одно и то же время следуют с утра в одну сторону, а вечером – в обратную.

«Говоря о развитии Петербурга, мы сталкиваемся с теми же проблемами, которые уже решали в Европе. И средство решения уже давно известно. Это средство – полицентризм, развитие агломерации», - сказал Владимир Линов, заслуженный архитектор России, доцент CПбГАСУ.

Александр Холоднов, генеральный директор компании «Урбаника», добавил, что в городе необходимо снижать темпы строительства дешевого малокомфортного жилья: «Сегодня мы должны наметить два основных вектора развития города. Во-первых, нам надо ограничить строительство дешевого жилья, чтобы сегмент спроса в масс-маркете сместился на «вторичку». Таким образом, более дорогие и инфраструктурно обеспеченные проекты по развитию территорий станут основными. И второй вектор - необходимо перейти от ковровой застройки к полицентричной модели. На пригородных территориях нам надо создавать занятость, строить коммерческую недвижимость, общественные пространства».

В качестве примера проекта, где представлена наиболее удачная модель развития территории, эксперт назвал город-спутник Южный. «Приведу в пример кейс города-спутника Южный – эта территория планируется достаточно удачно. В ее основе находится некий центр, вокруг которого город будет самостоятельно развиваться».

Напомним, город-спутник Южный – масштабный проект комплексного развития территорий, где планируется создание комфортной городской среды. Здесь будет построено 4,3 млн кв. м жилья для 134 тыс. человек. Площадь коммерческой недвижимости составит более 1 млн кв. м, будет создано более 60 тыс. рабочих мест. Центром города-спутника станет инновационный центр ИТМО Хайпарк. Общий объем инвестиций составит порядка 220 млрд рублей.

Эксперты акцентировали внимание и на важности развития транспортных узлов. Причем, наиболее эффективно, по мнению участников дискуссии, развивать транспортное сообщение не по радиальному, а по кольцевому принципу, то есть наращивать связи между малыми городами. «Продлевать существующие магистрали – мера, опробованная в Европе, но не эффективная. Взамен радиальных связей периферии с центром нужно развивать малые города и связи между ними, минуя центр. Таким образом, снижается нагрузка на центр, а в каждом подцентре появляется возможность создать качественные условия для жизни.  Малые города должны взаимодействовать между собой, дополняя друг друга», - поделился своим видением успешного развития мегаполисов Владимир Линов, заслуженный архитектор России, доцент CПбГАСУ.

Строить малые города следует там, где есть точка роста. «Точки роста представляют собой, прежде всего, пересечение нескольких видов транспортных путей, например, железной и автомобильной дорог. Именно эти связи и есть потенциал развития для всей агломерации», - продолжил эксперт.

В этом плане город-спутник Южный видится достаточно перспективным, так как расположен в непосредственной близости от пересечения железной дороги (ст. Лесное) и Киевского шоссе. В дальнейшем Южный может быть легко соединен как радиально – с центром, так и по кольцевому принципу – с другими малыми городами юга Ленинградское области – Пушкиным, Павловском, Гатчиной.

Ситуация с неконтролируемым ростом Петербурга настолько серьезна, что, по мнению экспертов, уже на данном этапе требуется в корне изменить пространственную стратегию, причем на государственном уровне.

«Если мы всем нагружаем только центр, а на периферии у нас «спальники», – мы никогда не получим комфортную среду. Петербургу нужен полицентризм с высоким качеством жизни, где человек может работать, получать образование, проводить время с семьей, отдыхать», - подытожил Михаил Кондиайн, зам. гендиректора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

 

К списку "Новости"